ФЭНДОМ

Адельсон-Вельский, Георгий Максимович Править

Гео́ргий Макси́мович Адельсон-Вельский (8 января 1922, Самара — 26 апреля 2014, Гиватаим[1]) — советский математик, ученый в области информатики.

Биография Править

Окончил МГУ и аспирантуру там же (1948). Ученик А. Н. Колмогорова. Посещал междисциплинарный семинар И. М. Гельфанда.[2][3]Кандидат физико-математических наук, тема диссертации «Спектральный анализ кольца граничных линейных операторов». По распределению преподавал в ХабИИЖТе. Через три года возвратился в Москву.

Публично выступал в защиту А. С. Есенина-Вольпина.

Научные достижения Править

Вместе с Е. М. Ландисом в 1962 изобрёл структуру данных, получившую название АВЛ-дерево.

С 1957 занимался проблемами искусственного интеллекта, в 1965 руководил разработкой компьютерной шахматной программы вИнституте теоретической и экспериментальной физики, которая победила американскую программу Kotok-McCarthy[en] на первом шахматном матче между компьютерными программами; впоследствии на её основе была создана программа «Каисса», в 1974ставшая первым компьютерным чемпионом мира по шахматам на чемпионате в Стокгольме.

Семья Править

  • Отец — Максим Григорьевич Адельсон-Вельский, сотрудник наркомата рабоче-крестьянской инспекции РСФСР.[4][5]
  • Жена — Алла Семёновна Адельсон-Вельская.[6]
    • Дочь — Мария Георгиевна Адельсон-Вельская (род. 1957), музыкант.

Книги Править

  • Адельсон-Вельский Г.М., Арлазаров В.Л., Битман А.Р., Донской М.В. Машина играет в шахматы. — М., 1983.
  • Кузнецов О.П., Адельсон-Вельский Г.М. Дискретная математика для инженера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1988. — 480 с.